Интернет-инфляция

Первый индекс цен в интернете

Онлайн против оффлайн. Или не против?

Онлайн против оффлайн. Или не против?

Хоть мы и не собираемся спорить с Росстатом (мы просто идем своим путем и принципиально иначе подходим к сбору и оценке данных о ценах), сравнения с его подсчетами неизбежны. Увы, такие сравнения не могут быть точными. Ведь мы отталкиваемся от своей классификации, которая естественным образом сложилась в Яндекс.Маркете: он чутко реагирует на то, как сами продавцы и покупатели разделяют и называют товары, а потому его разбивка по категориям интуитивно понятна: мультиварки, ноуты, планшеты... А вот многие категории товаров в Росстате (по крайней мере их названия) — родом еще из советской системы статистики. Поэтому часто мы не можем найти соответствующую нашей категорию в документах Росстата. Зато видим там полузабытые уже названия вроде «электротовары».

К примеру, группа «Электротовары и другие бытовые приборы», по данным Росстата, подорожала на 1%, а к августу 2012 года — на 1,9%. А полученные специалистами «Яндекса» и ВШЭ результаты говорят о том, что наиболее популярные в интернете товары (а это в первую очередь бытовая электроника) скорее дешевеют. Сводный индекс цен по 9 рассмотренным категориям в августе снизился с начала года на 1,33%, а с августа прошлого года — на 1,41%. Но точного сравнения тут не провести: рассмотренные нами товары разбросаны в статистике Росстата по 4 разным группам.

Впрочем, по части отдельных товаров аналогии проводить можно - и тут у наших и росстатовских результатов больше общего. Мы приводим здесь те категории, которые можно сравнить, — используя для простоты «наши» названия, чтобы не вводить читателей в ступор формулировками вроде «телефонный аппарат сотовой связи в комплекте».

На графике видно, что при ближайшем рассмотрении наши данные по отдельно взятым категориям движутся примерно в одном направлении с данными Росстата. В большинстве случаев там, где официальная статистика фиксирует снижение цен, это делаем и мы. Там, где у Росстата удорожание, растут и наши индексы. Главное отличие в том, что в самых важных сегментах рынка бытовой электроники — мобильные телефоны, фотоаппараты, ноутбуки — данные Яндекс.Маркета и ВШЭ показывают более выраженное снижение цен. Кто прав и кто неправ? Мы убеждены, что наши данные — гораздо репрезентативней. Мы отслеживаем не цены вообще, а цены, по которым люди покупают, причем, делаем это для каждой модели в отдельности. Это важное отличие: Росстат не знает, по большому счету, какие именно модели покупают, и в каком количестве. Он, грубо говоря, просто записывает ценники в магазинах, причем, нет никакой уверенности, что разные его сотрудники записывают цены сопоставимых товаров.

Уверенность в нас вселяет и то, что постоянную, пусть и небольшую дефляцию по бытовой электронике отмечают многие статслужбы развитых стран, включая США. В то же время мы рады были обнаружить, что тенденции по отдельным товарам у нас и у Росстата, как правило, совпадают — разница лишь в скорости подорожания или удешевления. Да и эта разница не слишком велика — измеряется далеко не десятками процентов. Все-таки российское статистическое ведомство не первый год следит за ценами. И явный разрыв с его данными свидетельствовал бы скорее о недостатках методологии ВШЭ и «Яндекса». Но явного разрыва нет — есть маленькие, но важные уточнения к той картине мира, которую рисует Росстат.

Canon VS Nikon. Кто побеждает?

На чем наши люди не экономят?

iPhone 5: перед смертью не надышишься

Самый модный гаджет этого года

Осень: падают листья, цены

На рынке планшетов смена лидера

На чем наши люди не экономят Далее: Как мы считаем