Интернет-инфляция

Первый индекс цен в интернете

Какие товары следуют за долларом

Какие товары следуют за долларом

Рынок электроники сильно зависит от курса рубля — прежде всего по отношению к доллару. Ведь львиная доля электроники и бытовой техники импортируется в Россию. Мы могли наблюдать, как заметные изменения курса в начале осени привели к крупнейшему за время нашего наблюдения падению цен на электронику. Нам совместно с экспертами Центра развития Высшей школы экономики еще предстоит оценить точно влияние курса на различные категории товаров. И тогда можно будет предсказывать динамику цен на товары. Пока же мы лишь можем отмечать отдельные закономерности.

Разные товары по-разному реагируют на курс рубля к доллару. Тому есть множество причин — это страна производства, время экспозиции товаров (то есть сколько времени проходит между импортом и реализацией на российском рынке) и другие. Огромное влияние на цены оказывает и маркетинг. Чем более «маркетинговый» товар, тем менее его стоимость коррелирует с курсом. Поэтому для цены наиболее раскрученных моделей мобильных телефонов куда более важное значение имеет выход на рынок конкурентов или появление нового поколения телефона от того же производителя.

Но есть среди наших категорий и товар, который неотступно следует за курсом. Это жесткие диски и сетевые накопители. Это довольно «скучный» товар, про который мы до сих пор почти не писали — ведь рассказывать было практически не о чем. Но именно из-за этого он и является «лакмусовой бумажкой» курса. Жесткий диск — это не «айфон». Маркетинговых бюджетов практически нет, «маржа» минимальна, технология давно устоялась. При этом экспозиция невелика: спрос стабильно высокий, раскупают их довольно быстро. Фактически, это — электронное сырье. Посмотрите на графики с динамикой курса доллара и цены на винчестеры с начала этого года. Их легко можно перепутать. Стоимость жестких дисков как привязанная следует за курсом с разницей в 1-2 недели. Единственное отличие — это более драматичное падение цены, чем курса, в начале года, и последовавший за этим отскок. Что связано с сезонным фактором (в это время, после новогодних покупок, падают цены на всю электронику).

А в качестве антипримера корреляции с курсом мы можем привести наш любимый товар — мультиварки. В 2011 году они вошли в моду — и долго демонстрировали феноменальный рост цен, который не объяснишь никакими объективными факторами. Мода пошла на спад только в этом году, что немедленно отразилось на цене. Производятся все мультиварки в Китае, почти весь рынок занят российскими компаниями, которые закупают товар у китайцев и ставят на них свой бренд. Розничные цены в России безумно далеки от тех, по которым их производят на «родине». Маркетинговая составляющая тут несравненно больше, чем в любом «айфоне». И вот подтверждение — если посмотреть на динамику цены мультиварок, мы не увидим ничего общего с динамикой курса.

iPad Air пока не помог Apple Далее: Кто контролирует рынок телефонов