Интернет-инфляция

Первый индекс цен в интернете

Мы видим цены по-новому

Мы видим цены по-новому

Российское статистическое ведомство каждую неделю сообщает нам новую информацию о ценах — о том, насколько дороже стала наша жизнь. Мало кто задумывается, откуда берутся эти данные, как собираются, что стоит за этими довольно абстрактными цифрами. При желании, порывшись в отчетах Росстата, можно узнать, например, что «Телевизор цветного изображения» в период 2-9 сентября 2013 года стоил 14867 рублей 57 копеек. Но даст ли это нам хоть какое-то представление о рынке телевизоров? Пожалуй, только запутает, так как никто не видел на ценниках копеек, зато почти все знают, что не бывает просто «телевизоров цветного изображения», а бывают и «плазмы», и аппараты на жидких кристаллах (LCD). Продвинутые пользователи вспомнят еще про технологию OLED и проекционные телевизоры, а кое-кто видел в магазинах даже, казалось бы, уже вымерший вид телевизоров — на электронно-лучевых трубках. Не говоря уже о том, что цветные ТВ выпускают и «Рубин», и Bang&Olufsen, а диагональ может быть и 7 дюймов, и 70. Так что же стоит 14867 рублей 57 копеек? И как эта цена получена? Ответы на эти вопросы — можно сказать, государственная тайна. Одному Росстату известно, какие указания даны тысячам сотрудников по всей территории страны, которые ходят по магазинам и записывают цены. И даже ему, скорее всего, неизвестно, все ли эти сотрудники отличают LCD от «плазмы».

Мы решили не делать из подобных расчетов тайны. Ведь в нашем распоряжении — самое прозрачное, эффективное, быстрое и честное средство получения информации — интернет. Нам не нужны тысячи сотрудников. За них уже работают (и несравнимо лучше) тысячи менеджеров интернет-магазинов, которые выставляют ценники на свои товары, — а те аккумулируются в сервисе Яндекс.Маркет. Онлайн торговля изменила потребительское поведение россиян, особенно в том, что касается рынков высокотехнологичных товаров. И чем дальше, тем больше будет влияние интернета. Да, пока данные по цене картошки в масштабе всей страны лучше собирать по старинке — с тысячами дотошных дам, которые ручкой записывают в специальный журнал цифру с ценника в магазине. Но про телевизоры, ноутбуки, автокресла и сотни других категорий товаров гораздо лучше узнавать, пользуясь Яндекс.Маркетом. Там мы можем отслеживать неделю за неделей цену множества конкретных моделей, точно зная, насколько та или иная модель популярна (а значит, насколько важна она для общего индекса цен). За то, что наши расчеты научны и верны, отвечает «Центр развития» Высшей школы экономики — эксперты по инфляции составили методологию, которая позволяет делать выводы из того грандиозного объема данных, которым располагает «Яндекс». Подробней с нашей методологией можно ознакомиться здесь.

В результате запущен один из самых первых в мире проектов расчета индекса цен с помощью данных из интернет-магазинов. Если сформулировать точнее, то это первый с мире подобный индекс, который публичен и опирается на официальные авторизованные данные. «Первый в мире» в данном случае не восторженное преувеличение. Собственно, ресурсами для качественного сбора данных по тысячам интернет-магазинов обладают во всем мире компании, которые можно перечесть по пальцам одной руки. Одна из них — «Яндекс». Еще одна — Google. Последняя уже пыталась создать так называемый Google Price Index. Похоже, у нее даже получилось. Но GPI никогда так и не увидел свет — его, по словам менеджеров Google, используют для внутренних нужд компании.

Поскольку наш индекс общедоступен, мы постарались упростить и сделать доступной для пользователей громоздкую статистику, которой экономисты их, порой, пугают. Мы были рады составить вполне научный и выверенный труд, посвященный потребительским ценам, в котором нет выражений вроде «плодоовощная продукция» или «группировка классификатора индивидуального потребления по целям». Мы стоим на мощной аналитической базе и при этом разговариваем человеческим языком.

Интернет обеспечивает почти совершенную точность исходных данных по тем товарам, которые популярны в онлайн-магазинах. Поэтому наш проект посвящен именно им. Поначалу в нем лишь несколько категорий (на которые, впрочем, приходится большая часть покупок в интернет-магазинах), но мы будем быстро наращивать этот список, который уже в ближайшем будущем расширится многократно. У нас нет задачи заменить Росстат — несмотря на бурное развитие интернет-торговли, это станет возможным еще нескоро. Все, что мы хотим, — предоставить более полную, прозрачную и оперативную информацию по инфляции для тех товаров, для которых можем. Мы сообщаем о темпах роста цен или их снижения (а в случае высокотехнологичных товаров так бывает часто) на разные категории товаров, пытаемся объяснить, почему цены меняются именно так, рассчитываем общий — сводный индекс цен в интернете для указанных категорий. Мы не будем говорить вам, что телевизор цветного изображения стоит 14867 рублей 57 копеек. Но мы укажем общее направление цен, составим для вас рейтинг наиболее популярных моделей с указанием их стоимости, подскажем, какие модели быстрее дешевеют или набирают популярность. В общем, мы постараемся быть не только более точными, но и более полезными.

Canon VS Nikon. Кто побеждает?

На чем наши люди не экономят?

Самый модный гаджет этого года

Осень: падают листья, цены

На рынке планшетов смена лидера

Самый модный гаджет этого года Далее: iPhone5: перед смертью не надышишься